Фатима Манзур: «Я приняла ислам всем сердцем»
Несколько лет назад в журнале «Ислам» я увидела статью о русской женщине из Иваново - Валентине Бакановой, которая приняла ислам, а затем вместе с сыном и дочерью переехала в Махачкалу. О старшей дочери – Марине-Фатиме, было сказано лишь несколько слов, хотя, по воле Всевышнего, именно она стала первой мусульманкой в этой семье.
Мы познакомились с Фатимой в конце прошлого года. В редакцию сайта "Муслима.Ру" пришло письмо с предложением о сотрудничестве. Мы с удовольствием приняли предложение Фатимы, тем более что она оказалась не только квалифицированным специалистом, занимающимся проблемами женского здоровья, но и чутким, отзывчивым человеком и интересным собеседником. С декабря 2006 года Фатима ведёт на нашем сайте рубрику «Красота и здоровье», консультирует мусульманок на женском форуме, занимается научной деятельностью и пишет статьи для газет и журналов.
- Фатима, расскажи, почему девушка из Иваново вдруг заинтересовалась исламом?
- После школы я поступила в медицинскую академию и там познакомилась со своими сокурсниками: арабами и пакистанцами. Все они плохо говорили по-русски, и я помогала им выполнять домашние задания. Конечно, сначала никто со мной не заговаривал не только про ислам, но про религию вообще. Мы просто общались, ходили в гости друг к другу. Однажды меня пригласили в общежитие на какой-то праздник. Я пришла и увидела, что все бегают, гладят, надевают лучшую одежду. Поскольку по натуре я человек любопытный, то сразу же стала расспрашивать о причине веселья. Знакомые рассказали о том, что сегодня мусульмане отмечают праздник Ид аль-Адха. Название, конечно, мне ни о чём не говорило, поэтому я опять стала задавать вопросы. Узнавая об истории праздника, я постепенно начала понимать, что рассказы моих друзей очень похожи на истории из Библии. И я захотела больше узнать об исламе.
- До того, как принять ислам, ты была христианкой?
- К религии я шла очень долго. Когда я ещё училась в школе, в прессе стали появляться первые публикации о религиях. Сначала я увлеклась журналом «Наука и религия», а потом перешла на более серьёзную литературу, в основном, о христианстве, хотя, в принципе, иногда в нашей библиотеке попадались книги и о других религиях. Задумываться о значении жизни, о вере я стала после одной из моих поездок в летний лагерь. Однажды воспитательница, которая курировала нашу группу, отвела нас на экскурсию в соседнее село, где находилась церковь. Мы решили туда зайти. Дело было летом, и мы, соответственно, пошли в храм в полураздетом виде, чем неприятно удивили местного священника. Он строго спросил нас: «Кто же так ходит?». Мы ему ответили, что в церковь ещё никто не заходил, а «на улице и так можно ходить». А он неожиданно ответил нам следующее: «Женщина должна прикрывать себя не только когда в церковь идет, а вообще когда на улицу показывается». Этот ответ я запомнила на всю жизнь.
Потом я поступила в медицинскую академию, стала ходить в ближайшую церковь на службы, однако никогда не чувствовала себя там уютно. А один случай настолько потряс, что после него я перестала ходить в церковь. Представьте себе, идёт служба: толпа женщин, между ними иногда встречаются и мужчины, все кланяются в пояс. А одному мужчине неопределённого возраста и профессии почему-то вздумалось "поклоны побить". Он встал на колени среди женщин (одетых, между прочим, в не очень длинные юбки), и кланяться стал как-тостранно, не в такт со всеми. Тогда где-то внутри меня возникло сложное чувство, которое мне до сих пор сложно описать словами. В общем, после этого случая я в церковь ни ногой,а верить то во что-то надо, душа требует.
- Многие интересуются религией, но далеко не каждый решается сменить вероисповедание…
- Мне дали почитать книги. Не могу сказать, что я слишком долго размышляла. Изучение ислама проходило в перерывах между занятиями, лекциями и выполнением домашних заданий. Наверное, к принятию решения меня подтолкнула моя привычка во всем докапываться до сути. А в исламе самым важным оказалось принять всем сердцем формулу «нет божества кроме Аллаха», и только за этим последовало все остальное.
- Что произошло потом?
- А потом, в один прекрасный день, точнее говоря, почти ночь, когда я уже засыпала, пришло единственно правильное решение. Я почувствовала, что принимаю эту религию всем сердцем и становлюсь мусульманкой. Так я и уснула с этой мыслью. А на следующий день рассказала об этом своим друзьям-мусульманам. Они, конечно, были поставлены моим решением в тупик. Чаще всего девушки принимают ислам перед свадьбой с мусульманином, но в моём случае речи о свадьбе не шло вообще – я даже ни с кем не встречалась. В общем, меня очень внимательно выслушали, и отправили домой, чтобы я посоветовалась с мамой.
- Мама, наверное, тоже была удивлена, когда дочка заявила ей, что теперь она будет мусульманкой?
- Как я уже говорила, решение было мною принято, поэтому я просто поставила маму перед фактом. Она отнеслась к этому очень серьёзно, и уж чего совсем я не ожидала, ответила: "Я тебя крестила когда ты была маленькая, а теперь ты сама взрослая и принимай то решение, которое как ты считаешь правильным". Но взамен попросила меня оставить ей те книги, которые я читала об исламе. Я сделала так, она просила, а сама вернулась в Иваново и в тот же вечер приняла ислам. А ещё через неделю стала читать намаз. Вообще, после того, как я стала мусульманкой, жизнь стала для меня осмысленней. Я поняла, зачем я здесь, и почему я живу. В свободное время стала ещё больше читать, даже пыталась учить арабский. Отношение окружающих ко мне, конечно, изменилось. Появилось больше друзей мусульман, но самым приятным было то, что многие из прежних друзей и знакомых они приняли мой выбор нормально.
- Трудно было начать соблюдать предписания Ислама?
- Предписания ислама я начала соблюдать сразу же. По крайней мере, те, о которых знала. Намаз выучила за неделю, а вот с хиджабом было сложнее. Когда я спрашивала о нем, мне все отвечали, что ноги-руки прикрыть надо, а вот по поводу платка мнения разделились. Некоторые утверждали (да и в книгах было написано), что надо покрывать голову, но поскольку в России это сделать сложно, якобы, «можно и так походить». Я успокоилась и ходила без платка. А осенью пошла в местную татарскую (по официальному названию - а вообще, по сути, мусульманскую) школу. Вот там мне и объяснили, что в действительности платок является необходимым компонентом хиджаба. Его нужно носить вне зависимости от сезона и места проживания. И я одела платок.
- Ислам подразумевает не только смену убеждений, но и новый образ жизни. Как на это отреагировали твои родственники?
- Мама не только читала те книги, которые я ей дала, но еще и активно спрашивала меня о религии, и даже начала слушать передачу "Голос Ислама" по радио. А однажда решилась написать в редакцию радиостанции. После этого у неё завязалась переписка с новыми знакомыми-мусульманами. Как она сама рассказывала, ислам и мусульмане ей понравились ещё в то время, когда мы жили в Узбекистане. Самым сложным для неё было понять и принять то, что религия не дается человеку от рождения и не зависит от национальной принадлежности. Ничто не запрещает быть мусульманкой – покорной Богу.
И вот, в один прекрасный день, когда я приехала на выходные домой, мама сообщила мне, что принимает ислам. Мы с ней поехали в ту воскресную школу, в которую я ходила заниматься и там она произнесла свидетельство-«шахаду».
- Но у тебя ведь ещё есть брат с сестрой, что сказали они?
- Брат и сестра некоторое время оставались равнодушными к вопросам религии, но мама постоянно занималась их духовным образованием, рассказывала об исламе и, в конце концов, они тоже стали мусульманами. Как ей это удалось – я не знаю. В то время я приезжала домой только на каникулы, поэтому мы общались довольно редко. Иногда они задавали мне вопросы о религии. Сначала к решению принять ислам пришел брат. А так как большинство членов семьи, оказалось, по «ту сторону», то и сестра постаралась во все это вникнуть глубже. С тех пор всех нас объединяют не только родственные связи, но и одна религия. Аль хамду ли Ллах!
Изо всей семьи к нам не присоединилась только бабушка, которая предпочла умереть в той же религии, что и её муж (мой дедушка). Дальние родственники также до сих пор не понимают наше решение сменить религию.
Сейчас мама, брат и сестра живут в Махачкале. Они переехали туда после того, как на семейном совете было принято решение о поступлении моего брата в СКИУ. Сначала он поехала туда один, а уже через год в к нему перебрались мама и сестра. Сестра сначала обучалась при обществе "Муслимат", а на следующий год поступила в Исламский университет на женское отделение. Сейчас сестра получает второе образование - на факультете журналистики в ДГУ.
- А как ты превратилась из Марины в Фатиму?
- На самом деле я не могу сказать, что моя жизнь круто изменилась после принятия ислама. Наверное, самые светлые воспоминания у меня остались о минутах после произнесения шахады. Было ощущение «новорожденности». Именно тогда мне сразу предложили имя Фатима, а потом ещё много других. Однако я ничего менять не стала, думала, что выберу сейчас какое-то имя, а другой человек обидится. В общем, в результате я сказала, что поменяю имя, когда выйду замуж. Но у Аллаха всё записано, и через полтора года после принятия ислама, когда я уже вышла замуж, я всё-таки стала Фатимой.
- Ты приняла ислам во время учебы в институте. Что сказали преподаватели и сокурсники, когда увидели тебя в платке?
- Проблемы, связанные с внешним видом, на самом деле были. Это случилось осенью, когда я наконец решилась надеть хиджаб. Как я уже писала, до меня несколько девушек, выйдя замуж, приняли ислам, но на занятиях они надевали шапочки и не делали из этого проблемы.На лекциях ко мне никто не цеплялся, а вот на практических занятиях требовали надеть медицинскую шапку вместо хиджаба. В итоге я выяснила содержание пункта о внешнем виде студента-медика в уставе Академии. Затем поговорила с преподавателями, и убедила их, что косынка и платок, по сути, одно и то же. Они согласились, но сказали, что в таком случае необходимо использовать платок светлых тонов, чему я была очень рада.
А однажды произошел забавный случай. На занятии по философии, когда мы обсуждали тему средневековья, я возмутилась и сказала, что если мы проходим философию христианства, то почему не проходим исламскую философию того же периода. В знак протеста к следующему занятию я подготовила доклад на эту тему. Доклад мой, конечно, мало кому был интересен, зато вся группа – включая преподавателя, разговорилась на актуальные "исламские темы". И вместо скучного занятия у нас состоялся интересный и полезный разговор на тему веры, шариата, образа жизни…
- Другими словами, ты считаешь, что нет никаких причин отказываться от хиджаба из-за учёбы или работы?
- Мне кажется, что отношение преподавателей и коллег формируются в зависимости от поведения конкретного человека. Я видела девушек, которые колебались в том, носить ли платок, и именно им очень многие высказывали, что "нет, в таком виде посещать занятия недопустимо". Я потом приходила учиться на те же кафедры и зачастую к тем же преподавателям и мне никто ничего подобного не говорил. Уверенность в своей правоте играет очень большую роль.
А хирурги, после того как узнали, что я не в уличном платке хожу, а переодеваю его при входе в больницу – вообще были в восторге - ведь платок гораздо лучше, чем шапочка, профилактирует попадание инфекции в рану. Однажды один из заведующих кафедрой в присутствии двух групп после обхода прямо заявил, что ему бы очень хотелось, чтобы каждая православная девушка выглядела также как и я, т.е. ходила в длинном платье и платке.
- А что говорят пациенты, когда видят врача в хиджабе?
- Пациенты реагируют по-разному, но чаще - нейтрально. Врач как врач. Некоторые задают вопросы. Конкретно со мной не захотел общаться только один человек. Однако потом я узнала, чторазговаривать он хотел не только со мной, но и с другими врачами.
- Я знаю, что вы планируете скоро переехать на родину мужа – в Пакистан, и там же ты собираешься поступать в аспирантуру. Не страшно срываться с места, заново сдавать экзамены на чужом языке и работать в незнакомой обстановке?
- Планы на будущее – пока не очень определенные. Возможно, я продолжу заниматься исследованиями в области исламской медицины. А что касается переезда, то наша семья достаточно часто меняла место жительства, поэтому я к этому привыкла. А в Пакистан мне ехать совершенно не страшно, потому что я там уже жила. Есть конечно недостатки в Пакистане, но и в России они тоже есть. Не следует, на мой взгляд, идеализировать какую-либо страну, просто надо делать свою жизнь и жизнь окружающих чуть-чуть лучше, где бы это ни происходило.
Иногда меня спрашивают: "Не жалею ли я о том своем решении стать мусульманкой" и "не хотела ли бы я вновь перейти в христианство". Если честно, то я не понимаю этих вопросов. Несмотря на юный возраст, я вполне отдавала себе отчет в том, что я делаю, когда заявила о своём желании стать мусульманкой. За время моего пребывания в исламе еще не было случая, чтобы я не согласилась с каким-то предписанием в религии или каким-то запретом. Все они кажутся мне вполне естественными и изначально присущими душе и телу человека. В исламе я нашла все, к чему стремилась. Поистине, самые великие на земле слова для меня - "Ля илаха илля Ллах" (Не Бога, кроме Аллаха). Я приняла их всех сердцем и не хочу ничего менять.
muslima.ru